общественная организация
Федерация Футбола Иркутской области

Интервью с журналистом Павлом Кушкиным

23 августа 2019, 04:26

Вы сможете сходу назвать футбольный турнир регионального уровня, который бы ежегодно на протяжении 30 лет подряд собирал под сотню любительских команд и пользовался таким же уважением и статусом, как знаменитый мемориал Льва Петровича Перминова? Вряд ли.

Это уникальное явление, о котором знает вся область (и не только). Участие принимают и обычные люди и представители власти и бизнеса и деятели искусства. Все, кроме профессиональных игроков. Такой нюанс делает состязание поистине народным, привлекая все больше и больше людей. Хотя главный организатор и основатель турнира - Павел Григорьевич Кушкин никогда не гонится за количеством команд, но всегда думает в первую очередь о людях.

Мы встретились с ним промозглым будним иркутским днем в спорткомплексе “Труд”. Здесь он как рыба в воде. Знает все и всех. С кем-то перекидывается парой фраз. Вопрос с местом интервью с его легкой подачи решается моментально. Поднимаемся на второй этаж в небольшой музей иркутского спорта (в этом павильоне раньше продавалась атрибутика для хоккея с мячом, а в народе он просто назывался “косовским магазином” - от названия шведского бренда Kosa).

Он энергичен, открыт, много рассказывает о прошлом. Но больше всего о предстоящем турнире. То, как он болеет за него, как переживает за любые, самые незначительные, казалось бы, детали, выдает в нем человека, который по-настоящему любит свое дело.

Для тех, кто не знает, поведаем: Павел Григорьевич - спортивный журналист, который написал практически о всех видных спортсменах и командах Иркутской области. Посетил три Олимпиады (Москва, Атланта, Барселона), проявил себя как организатор (мемориал Перминова - не единственное его детище на этой ниве), и вообще является персоной, о которой всем, кто хоть как-то связан со спортом стоило бы знать.

Павел Григорьевич, чем сейчас занимаетесь?


Сейчас я занимаюсь внуком. Младший внук, ему 10 лет. В Краснодаре живет. Ходит в футбольную школу - академию “Краснодара”. Вот я с ним езжу на тренировки. Ну и дома с ребятишками, его друзьями играем в футбол. Ну и когда выпадает возможность пишу книгу. У меня уже больше 14-15 книг, в том числе о спорте.

Насколько я знаю, вы не сразу стали спортивным журналистом...

Я служил в армии и понятия не имел о журналистике, но там у меня друг оказался. Он поступил учится в университет. Предложил писать. Я начал потихонечку отправлять заметки. Была газета такая “На боевом посту” - армейская, окружная. Эти заметки - первая проба пера.

Я работал на авиационном заводе. У меня там и родители работали. Отец в основном. Вот я пришел на авиационный завод и гордился тем, что строем по утрам ходил в шеренге рабочих. Это начало 60-х. Мне 18. Ну а после армии вернулся обратно. Там в многотиражную назету начал писать. И года три там проработал. Очень хорошая школа. О спорте почти не писал. Но спортивная журналистика была моим хобби, мне хотелось ей заниматься. Потому что она дает возможность человеку вырваться из этих тисков журналистики. Вся областная журналистика это определенный круг возможностей и обязанностей.

После авиационной газеты меня сразу звали в Восточку, но я хотел только в Молодежке работать. Потому что оттуда вышли великие писатели: Распутин, Вампилов. Там я работал с Леней Мончинским, который написал “Черную свечу” вместе с Высоцким. И там я понял, что такое журналистика. Вампилов и Распутин тоже приходили, у меня с ними хорошие отношения были. 5-6 лет там проработал. Для журналиста не сказать, что много.

О чем вы писали там?


В Молодежке был оборонно-спортивный отдел. Служба в армии и спорт. Тема спорта, конечно же занимала больше места. Нужно было много ездить. Я вообще люблю путешествовать. Так и познается жизнь. Когда сидишь в стенах редакции, нигде не появляешься, ни с кем не общаешься, это неинтересно.

О спорте писал потому что сам играл в футбол. Проводилось множество турниров для молодых игроков в то время. И на призы “Советской Молодежи” в том числе, у Восточки свой турнир был. Эти турниры освещали. Ну как, освещали, бывает, зачастую что видят, то и пишут. Я больше старался о людях писать. Мне это и помогло потом, с книгами. В них очень много людей. Потому что, когда общаешься, это остается в памяти. Вот на этих турнирах нужно было что-то такое найти, о чем можно написать.

А если написать: в этом году победила такая-то команда, забили такие-то… Ну, информационная сторона должна быть, сказать, кто выиграл. Но в самом турнире нужно найти что-то такое. Там же огромное количество людей, которые помогают этому турниру.


О Перминове

В Молодежке познакомился со Львом Петровичем. Конечно, великий был журналист. Интересная личность во всех отношениях. Он же спортом никогда не занимался. В футбол не играл. Но комментатор просто от Бога. Знаете, бывает человек талантливым от природы. Вот это тот самый случай. Непревзойденный комментатор.


Турнир

В 90-м году ушел Лев Петрович. Лучший спортивный радиокомментатор. Вернулись с кладбища. Решили учредить турнир в честь него. Почему я взялся? Кроме меня так хорошо Льва Петровича никто не знал. Я его лет 20 знал. Как пришел в областную газету. Он был в душе и в сердце у меня. Поэтому многое мне удавалось, потому и турнир такой получился. Пока подобного турнира и близко нет, еще, может, 100 лет не будет. Со всей области за свой счет приезжают команды. Кто скидывается, кто спонсора находит, кому город дает. Турнир известный, все хотят поучаствовать.

Начали с 8 команд. Сначала в Усолье, потом в Ангарске. Почему его не делали в Иркутске? Тут сложнее. Тогда это тут никому не надо было. Но у Льва Петровича в Иркутске вдова осталась - Герта Павловна Арбатская, заслуженный работник культуры, диктор на радио. Она была на 10 лет старше меня. Попросила проводить игры в Иркутске.

Задумка с 8 командами это только для финала. На первые два турнира отборы проводились на местах. 8 лучших уже в финальном турнире играли. На большой финал тогда денег не было. У спорткомитета я не просил. А вот телерадиокомитет выделял небольшие средства на кубок. А так никаких трудностей я не видел. Все же от человека зависит. Можно всегда сослаться на трудности, на недостаток времени, но тогда можно все время так поступать и никуда не двигаться.

Потом появилась идея упразднить отборочные соревнования, чтобы все приезжали в Иркутск. С области же всем интересно приехать в столицу региона, по случаю и на Байкал можно съездить. Правила простые: каждый желающий может участвовать, ограничений по возрасту, профессии или прописке не было. Главное, чтобы в составе команды не было профессионалов. Люди стали тянуться. Еще один момент, который этому поспособствовал - я начал широко освещать этот турнир. Без раскрутки сложно добиться каких-либо успехов. Подключались журналисты, которые знали Льва Петровича, они хорошо помогали.






О судействе


С судьями всегда договаривались - у нас тут не чемпионат мира или что-то подобное. Главное - не запятнать память и честь Льва Петровича. Были случаи, когда человек со свистком оправдывался, мол, не хотел подсуживать, по ошибке вышло.

Этого не надо делать, ведь играют любители. Получается, мы просто оскорбляем людей, которые приезжают за свой счет. Все должно быть чисто и честно. Но за всем ведь не уследишь. Не получается на всех матчах одновременно присутствовать.

Самый памятный турнир


Пятый (в 1994-м году - прим.ред.) памятным был. Приехала сестра Льва Петровича. Копия брата. В Улан-Удэ живет. Она фронтовичка, ей 94 года. В этом году связывался с ее сыном, он в Москве, просил дать адрес, чтобы с телевидения пришли, интервью у нее взяли. Но возраст великоват уже для таких дел.... И потом она через 8 лет приезжала, это был 13-й турнир (2002-й год - прим.ред.).
Как она говорила, ехала в 13-м вагоне, на 13-м месте, 13-го числа, на 13-й турнир, так вот совпало. Но она не суеверная...

Ну вот эти были самыми памятными. Ее слова: “Низко кланяюсь за память о брате”. Она была восхищена мероприятием, атмосферой. Я всегда старался, чтобы была атмосфера добрая. Я сам человек добрый по своей сути. И хочу, чтобы турнир был таким.

Загрузка...
Ошибка! Не удалось загрузить, попробуйте через пару минут.